• Главная
  • Статьи
  • Как минимизировать риски для здоровья в школе? | РосОбразование

Как минимизировать риски для здоровья в школе?

17 октября 2016 г. 0
Сейчас стало модно говорить о здоровьесберегающих технологиях в школе. И не просто говорить. Разработаны стандарты, обязывающие школы принимать меры для сохранения здоровья детей. Директора школ по-разному относятся к ситуации. Где-то недоуменно пожимают плечами и вносят минимальные изменения в школьный процесс, где-то идут на эксперименты, стараясь действительно сделать школьников максимально здоровыми.
Как минимизировать риски для здоровья в школе?

ФГОС узаконил понятие здоровьесберегающих технологий в школе и конкретно прописал, как и на каких уровнях применять их. Но сейчас мы поговорим не о ФГОС, а о самом простом. Что вредного для здоровья ребёнка может быть в школе и что могут сделать родители и учителя, которые искренне хотят максимально сохранить здоровье школьников.

Какие факторы риска существуют для здоровья учеников школы?

Их на поверку оказалось очень много. Назовём основные.

  • Педагогические приёмы обучения, вызывающие стресс. Они могут проявляться по-разному. Одни учителя постоянно ругают тех, кто не успевает, другие словесно издеваются над теми, кто не готов к уроку, третьи ведут урок так строго, что даже отличникам впору пить настой валерианы. Да и безотносительно к какой-либо школе — количество контрольных, тестов, самостоятельных и срезов знаний просто зашкаливает, держа детей в постоянном стрессе.
  • Наплевательское отношение к возрастным возможностям школьников. К примеру, требование идеального почерка к концу первого класса, когда у некоторых детей ещё мелкая моторика регулярно даёт сбои. Или частое написание сочинений во втором классе, когда оформить свою мысль ясно дети ещё не умеют.
  • Неуважение к родителям со стороны учителей. Родители и учителя на школьном этапе для ребёнка главные люди. И если между ними нет взаимопонимания, или одна сторона допускает уничижительные отзывы по отношению к другой — страдает психика ребёнка. Особенно, когда учителя опускаются до оскорблений в адрес родителей.
  • Физвоспитание. Для борьбы с гиподинамией увеличили количество часов на физкультуру. Но как она проводится? Кроме того, дети, имеющие освобождение от занятий должны присутствовать на уроке, но не заниматься. Сидеть и мёрзнуть в прохладном спортзале или на улице, когда все бегают и прыгают. О какой пользе здоровью может идти речь?
  • Медкабинеты школ практически везде работают всего несколько часов в неделю. Это, конечно, печально: повсеместно школьная медсестра работает по совместительству в школе и в поликлинике. То есть, дети не могут в любое время получить квалифицированную медицинскую помощь.
  • Неудовлетворительная работа по формированию уважительного отношения к здоровому образу жизни. Особенно если сами учителя покуривают, имеют лишний вес и другие отклонения в здоровье.
  • Стычки между работниками педагогического коллектива, которые регулярно проходят на глазах у школьников и создающих явно нервозную обстановку.

Здоровьесберегающие технологии в школе

Не просто так появилось во ФГОС понятие здоровьесберегающих технологий. Они должны хоть как-то помочь вернуть здравый смысл в процесс обучения. Сделать его творческим, нешаблонным, интересным, корректным и аккуратным. В результате ожидается снижение заболеваемости и хронизации. Что же делается в школах для сбережения здоровья детей?

  • Увеличилась двигательная активность. Вместо двух уроков физкультуры теперь три. Детям практически официально разрешили бегать на переменах по коридорам (подвижные игры). Рекомендованы физкультминутки на уроках, но это применяется не везде. Эти меры борются с гиподинамией. 
  • Учителя, ведя урок, должны создавать благоприятную атмосферу, которая позволяет детям усваивать материал без стресса.
  • Парты должны подходить под рост учеников, чтобы дети сидели в удобной позе.

Что могут сделать родители?

Родители тоже могут многое сделать для того, чтобы ребёнок был более здоровым. Хотя бы что-то из нижеприведённого списка.

  • Комфортная одежда и удобная обувь. В них дети проводят большую часть дня, а потому эти вещи должны быть экологичными.
  • Ароматерапия, с целью профилактики простудных заболеваний.
  • Периодические курсы массажа с целью исправления осанки и укрепления нервной системы.
  • Витаминотерапия в сезон простуд.
  • Спокойное отношение к оценкам ребёнка.
  • Создание комфортных условий для выполнения уроков дома.
  • Поощрение занятий спортом, здорового питания, культурных мероприятий.

Здоровьесберегающие технологии в школе — вещь важная и нужная. Но работают они хорошо тогда, когда прикладывают усилия все: ученики, учителя и родители.


 

Комментарии