Идея была замечательная: сделать так, чтобы родители имели полную информацию о том, как ребёнок учится, какие отметки получает, что ему задают на дом — в общем, быть в курсе всех школьных событий. То есть, электронный дневник должен быть облегчить жизнь родителям и учителям. Но на деле, как обычно, всё оказалось не совсем так или, вернее, совсем не так.
Электронный дневник — это личная страничка ребёнка на сайте школы, в которой есть место для расписания, замечаний учителя, домашнего задания и форма связи с родителями.
Дети-первоклассники ещё не умеют ни читать, ни писать. Раньше учителя поступали следующим образом: на лист бумаги они записывали задание и вывешивали его в определенном месте (у гардероба, например). Пока дети одевались, родители переписывали задание в дневник ребёнка. Прогрессивные учителя распечатывали задание на дом и вклеивали его в дневники первоклашек, а иногда и второклашек. Теперь это всё не нужно. Да вот проблема: электронный дневник в компьютере. Компьютер папин или мамин и включать его без родителей нельзя. А бабушка или няня вообще компьютера боятся. В результате ребёнок узнает о том, что ему задано на дом, когда родители вернутся с работы, то есть тогда, когда, по большому счёту ему нужно чистить зубы и ложиться спать. Но нет, вместо этого малыш будет до 11 вечера выполнять уроки под наблюдением уставших и взвинченных родителей, а в 7 утра ему нужно будет вставать для того, чтобы не опоздать в школу. 8 часов сна ученику начальных классов явно недостаточно, чтобы восстановить свои силы. Накапливается усталость, снижается иммунитет, ребёнок начинает болеть и тихо (или громко) ненавидеть школу.
Старшеклассники уже могут самостоятельно пользоваться компьютером и неплохо читают, поэтому смотрят домашнее задание сами тогда, когда приходят из школы. Однако тут есть две беды. Первая — интернет, доступ к которому может пропасть в любой неподходящий момент. Вторая — сами преподаватели, забывающие сделать записи в электронных дневниках. Ученики жалуются, что задание может появиться и в 11 часов вечера, а когда же его выполнять? Обязанность выставлять отметки в электронный дневник ложится на классных руководителей. Поэтому думать о том, что оценки появляются в электронном дневнике в режиме реального времени — утопия. Чаще всего их выставляют раз в неделю, а иногда и реже.
Итоги плачевны. Электронный дневник из помощника превратился в ещё одну обузу, которая неудобна ни родителям, ни ученикам, ни самим педагогам.