Сейчас в России сложилась парадоксальная ситуация, когда более 90% учеников школ поступают в высшие учебные заведения. Казалось бы, радоваться нужно... но на самом деле — ситуация печальная. Ведь социум — система динамическая и если в одном месте прибыло, то где-то явно убыло. Но какие проблемы возможны, если люди получают хорошее образование?
Раньше система образования была простой и всем понятной. Все дети поступали в школу, но не все отличались усидчивостью и стремлением к получению знаний, к восьмому классу уже было ясно, кто не пойдёт в девятый. Причин, справедливости ради нужно сказать, было несколько: нежелание учиться дальше, неспособность обучаться на более высоком уровне и сложные жизненные обстоятельства. После восьмого класса дети поступали в училища (ПТУ) и, в течение двух лет, а то и всего нескольких месяцев получали рабочую специальность. После окончания восьми классов можно было поступать и в техникумы — они давали возможность закончить полное среднее образование и получить профессию. После техникума некоторые продолжали обучение в институтах.
Дети, которые продолжали учиться в школах, после окончания десятого класса поступали в институты и техникумы. В процентном соотношении получалось, что около 25-30% людей получали высшее образование, остальные имели рабочие специальности.
Поступить в училище было всегда просто, но не престижно. А слова «ПТУшник» и «ПТУшница» стали нарицательными, символизируя недалёкий ум и, мягко говоря, небогатую жизнь. Поэтому, когда образование стало платным и высокая образовательная планка для абитуриентов резко снизилась, появилась возможность получать высшее образование всем, вне зависимости от уровня интеллекта. Часто это было желанием родителей, а не ребенка. В результате сейчас более 90% детей поступают в ВУЗы и не хотят осваивать рабочие специальности. Но зачем стране столько юристов, бухгалтеров, врачей и учителей? Кому-то ведь надо работать на заводах, строить дома, печь хлеб...
Однако закончить ВУЗ оказалось гораздо проще, чем работать. Особенно ВУЗ, не имеющий исторического прошлого, а созданный как коммерческое учреждение, единственной целью которого являлось получение денег. В результате — людей с высшим образованием много, а работать некому. Раз на рынке предложение превышает спрос — заработные платы не повышаются, всё равно найдутся желающие занять вакантное место. А вот дефицит специалистов среднего звена привёл к тому, что там спрос превышает предложение, а значит зарплаты стабильно повышаются. Складывается парадоксальная ситуация, при которой формально лучше обученный специалист получает меньше денег, чем рабочий.
Собираясь получать специальность, подумайте:
Возможно, хорошим решением будет закончить «крепкий» колледж, который даст и полное среднее образование и профессию, которая поможет выжить в наше сложное время, а при желании — продолжить своё образование в ВУЗе, но уже осознанно.
Ведь если закончить ВУЗ «для галочки», то и будет только «галочка» в виде диплома. А корочками диплома сыт не будешь — нужна профессия, которая позволит обеспечить достойную жизнь себе, своей семье, да ещё и родителям помочь.