• Главная
  • Статьи
  • Система дошкольного образования в России: проблемы и перспективы

Система дошкольного образования в России: проблемы и перспективы

24 апреля 2013 г. 0
Уровень дошкольного образования в России невысок. Может быть, дело в том, что этот вид образования в нашей стране не является обязательным? Какие проблемы существуют в детских садах и яслях? Можно ли что-то сделать для их преодоления? Что планирует государство в свете нового закона «Об образовании» в отношении детских садов?

Дошкольное образование в России было достаточно успешным до периода «демографического провала». После этого, в связи с резким снижением количества детей соответствующего возраста, были закрыты многие дошкольные учреждения, а их здания проданы или переданы другим муниципальным организациям. Позже ситуация с рождаемостью стабилизировалась и очень скоро детских садов не стало хватать. 

Зачем нужен детский сад?

Детский сад нужен родителям ребенка. Это даёт им возможность устроиться на работу, получать заработную плату и повысить уровень благосостояния своей семьи. При этом они уверены, что ребенок находится под присмотром опытных воспитателей, сыт и спокоен.

Детский сад нужен самому ребёнку, для того, чтобы:

  • удовлетворить потребность в общении;
  • успешно социализироваться — научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • получить подготовку к школе;
  • научиться адекватно реагировать на возникающие конфликты и спорные ситуации;
  • избежать «педагогической запущенности».

Однако это — в идеале. К сожалению, реалии современности печальны.

Проблемы современного дошкольного образования

Проблем много. Основными являются следующие:

  1. Недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях, особенно для детей в возрасте до трёх лет.
  2. Дефицит опытных сотрудников в связи с небольшой зарплатой в сочетании с огромной ответственностью.
  3. Узкая дифференциация дошкольных учреждений, что нарушает гармоничное развитие ребенка.
  4. Категоризация учреждений — вроде бы благо, на деле же ставит детей в изначально неравные условия, так как детские сады обеспечивают разный уровень развития детям, а выбора — в какое ДОУ отдавать ребёнка у родителей нет.
  5. Отсутствие единой программы, обеспечивающий одинаковый подход ко всем детям страны. С этим связаны перекосы в развитии детей-дошкольников. Одни сады обучают детей по-минимуму, а другие явно перегружают информацией. Первые не обеспечивают должное умственное развитие детей, а вторые — приводят к систематическому переутомлению малышей, что ведет к соматическим заболеваниям и отторжению навязываемого обучения.
  6. Направленность на раннюю передачу ребёнка в школу — с 6 лет, часто ещё до его функциональной готовности.
  7. Неправомерное замещение дошкольных видов деятельности подготовкой к школе, наличие в детском саду многих преподавателей. Маленький ребенок с трудом привыкает к разным лицам — это большое напряжением для него, а высиживать уроки за партами — вообще нонсенс. Обучение в детских садах возможно только в игровой форме.

Реформа дошкольного образования

Новый закон «Об образовании» затрагивает и дошкольное образование. Так, например, вводится долевая оплата за содержание ребенка в детском саду. Рассматривается идея обязательного дошкольного образования для детей 5-6 лет, а так же нахождения ребенка в детском саду неполный день — в зависимости от возможностей родителей. Но, как бы то ни было, в первую очередь нужно обеспечить детские сады хорошими сотрудниками, а это можно сделать, только существенно повысив им заработную плату. Нельзя забывать, что именно эти люди отвечают за будущее нашей страны и экономить на них — непозволительная роскошь. 

Комментарии