• Главная
  • Статьи
  • Что нужно знать к концу второго класса по русскому языку | РосОбразование

Что нужно знать к концу второго класса по русскому языку

12 апреля 2017 г. 2
В массе методичек, учебников и пособий, череде непрерывных домашних заданий, контрольных и проверочных работ, диктантов теряется главное. А что, собственно, должен знать ребёнок по русскому языку на выходе из второго класса? Оказывается, есть вполне конкретный требования...
Что нужно знать к концу второго класса по русскому языку

Ребёнок, изучающий русский язык, к концу второго класса должен усвоить не так уж и много. Ниже — основные тезисы.

  1. Знать последовательность букв в русском алфавите и что их - 33. Если сказать ребёнку букву, то он легко назовёт её соседей, букву через букву вперёд и назад. Хорошо помогают игры в шифровальщика и дешифровальщика, когда каждой букве присваивается цифра и предложение записывается цифрами.
  2. Правильно называть все буквы: а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ, зэ, и, и краткое, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, чэ, ша, ща, твёрдый знак, ы, мягкий знак, э, ю, я.
  3. Правильно называть звуки, которые буквы обозначают.
  4. Знать, что в алфавите есть гласные и согласные. Гласные поются, произносятся только голосом, а согласные произносятся при помощи языка, губ.
  5. Гласных букв — десять (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я).
  6. Гласных звуков всего шесть (а, о, и, у, ы, э).
  7. Согласных букв — 21 (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) — обратите внимание на «й».
  8. Согласных звуков гораздо больше — 36, так как разными звуками считаются твёрдые и мягкие варианты произношения одной и той же буквы (б, бь, в, вь, г, гь, д, дь, ж, з, зь, й, к, кь, л, ль, м, мь, н, нь, п, пь, р, рь, с, сь, т, ть, ф, фь, х, хь, ц, ч, ш, щ).
  9. Твёрдый и мягкий знаки звуков не обозначают.
  10. Согласные звуки бывают:
    • парными
      • по твёрдости-мягкости (б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть);
      • по звонкости-глухости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с);
    • непарными:
      • всегда твёрдыми — ж, ц, ш;
      • всегда мягкими — й, ч, щ;
      • всегда звонкими — л, м, н, р, й;
      • всегда глухими — х, ц, ч,щ.
  11. Гласные звуки бывают ударными и безударными. 
  12. Гласные делятся на:
    1. гласные первого ряда (а, о, у, ы, э) обозначают твёрдость согласных звуков при письме;
    2. гласные второго ряда (я, ю, е, ё, и) обозначают мягкость согласных звуков при письме.
  13. Гласные второго ряда могут обозначать два звука.
    • Я, ю, е, ё обозначают два звука (я-йа, ю-йу, е-йэ, ё-йо), если они:
      • стоят в начале слова;
      • стоят после разделительного твёрдого или мягкого знаков;
      • стоят после гласной.
    • И обозначает два звука лишь если стоит после разделительного мягкого знака (и-йи), к примеру, в слове ручьи. 

Есть табличка, которые все свойства звуков объединяет. Ею достаточно удобно пользоваться и лучше не покупать, а сделать самостоятельно. Такую табличку можно повесить на стену у рабочего стола ребёнка, чтобы она постоянно была перед глазами или сделать закладку в учебник русского языка.

фонетический разбор слова

  1. Определять ударение в слове и ставить над ударной гласной соответствующий знак. Ударный слог выделяется интонацией. 
  2. Уметь делить слово на слоги. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  3. Уметь делить слова для переноса. Обратите внимание, что деление слов на слоги и для переноса не всегда совпадают. К примеру, слово олень имеет два слога: о-лень, но перенести его нельзя, так как одну гласную мы не переносим.
  4. Писать буквы разборчиво, отступать нужное количество строк (между классной и домашней работой две, между датой и работой — одну, между упражнениями одну), знать красную строку, не заходить за поля.
  5. Писать диктанты из 45 слов и выполнять к ним задание.
  6. Уметь обозначать мягкость согласных при письме с помощью гласных звуков и мягкого знака.
  7. Уметь употреблять разделительные твёрдый и мягкий знаки.
  8. Писать каждое предложение с заглавной буквы, а в конце него не забывать ставить соответствующий знак — точку, восклицательный или вопросительный.
  9. Знать, что имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Нарицательные пишутся с маленькой буквы, а собственные с заглавной.
  10. Определять одушевлённые и неодушевлённые существительные, подставив вопрос кто? или что?
  11. Определять единственное и множественное число существительных, прилагательных и глаголов — знать их, соответственно:
    • существительные обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? и что? (предметы в русском языке — это всё, что существует, в том числе и люди, и животные);
    • прилагательные обозначают признаки предмета, отвечают на вопросы какая?, какое?, какие?;
    • глаголы — слова, обозначающие действие предметов, отвечают на вопросы что делал?, что сделал?, что делает?.
  12. В предложении уметь определять основу: подлежащее и сказуемое, верно подчёркивать их.
    • Подлежащее — предмет, о котором идёт речь в предложении, отвечает на вопросы кто?, что?, подчёркивается одной прямой линией.
    • Сказуемое — связанный с подлежащим глагол, отвечающий на вопросы что делает?, что сделает?, подчёркивается двумя прямыми линиями.
  13. Уметь составлять из отдельных слов предложение. В усложнённом варианте — из многих слов два, три предложения.
  14. С помощью вопросов устанавливать связь слов в предложении.  Пример: "Соня читает толстую книгу".
    1. Кто? Соня.
    2. Соня что делает? Читает.
    3. Читает что? Книгу.
    4. Книгу какую? Толстую.
  15. Знать, что такое предлоги и писать их отдельно от слов. Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово: у реки — у широкой реки.
  16. Знать, что такое родственные слова и находить в них корень.
  17. Определять тему текста и уметь его озаглавливать.
  18. Сплошной текст уметь разделить на законченные предложения.
  19. Легко устанавливать связь между частями текста, восстанавливать деформированный текст (с пропущенными словами, перепутанными предложениями).
  20. Самостоятельно составлять текст на заданную тематику из трёх-пяти предложений.
  21. Выучить основные слова с удвоенными согласными:
    • бб — суббота,
    • жж — жужжать, вожжи, дрожжи, 
    • кк — хоккей, аккуратно, аккорд, 
    • лл — коллектив, аллея, Кирилл, коллекция, Алла, троллейбус, 
    • мм — сумма, грамм, Эмма, телеграмма, грамматика, 
    • нн — ранний, осенний, весенний, длинный, ванна, утренний, Анна, Инна, Геннадий, юннаты,
    • пп — грипп, группа, аппликация, аппетит, аппарат,
    • рр — терраса, перрон, территория, 
    • сс — Россия, русский, шоссе, класс, классик, рассказ, касса, ссора, бассейн,
    • фф — эффект.
  22. Выучить словарные слова для второго класса:
    • а — алфавит, апрель,
    • б — берёза, быстро,
    • в — вдруг, весело, ветер, воробей, ворона,
    • г — город,
    • д — девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания,
    • ж — жёлтый, 
    • з — завод, заяц, здравствуйте, земляника,
    • и — извините, иней,
    • к — капуста, карандаш, картина, класс, коньки, корова,
    • л — лисица, лопата, лягушка,
    • м — магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва,
    • н — народ, ноябрь,
    • о — обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец,
    • п — пальто, пенал, петух, платок, посуда, прощай,
    • р — работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Родина, Россия, русский,
    • с — сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота,
    • т — тарелка, тетрадь, товарищ, топор, 
    • у — улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница,
    • ф — фамилия, февраль,
    • х — хорошо,
    • ш — шёл,
    • щ — щавель,
    • я — яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.
  23. Писать жи-ши с буквой и, ча-ща — с буквой а, чу-щу — с буквой у.
  24. Не ставить мягкий знак в чк, чт, чн.
  25. Уметь проверять безударную гласную в корне слова, меняя слово так, чтобы безударная гласная попала под ударение: леса — лес, лиса — лисы.
  26. Правильно писать согласные в конце слов, проверяя их: зуб — зубы, снег — снега.
  27. Уметь делать фонетический разбор слова. Для примера возьмём слово «ельник».

В первой строке написать слово, поделить его на слоги, поставить ударение, записать его звуковую транскрипцию, указать сколько в нём слогов, букв и звуков:  

е́ль|ник [ й'эл'н'ик ] - 2 слога, 6 букв, 6 звуков.

Далее делаем побуквенный разбор:

      [й'] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный,
е
      [э] — гласный, ударный,

л    [л'] — согласный, мягкий парный, звонкий непарный,

ь -

н    [н'] — согласный, мягкий парный, звонкий непарный,

и    [и] — гласный, безударный,

к    [к] — согласный, твёрдый парный, глухой парный.
­__________

6 б, 6 зв.

Вот и всё, что ваш ребёнок должен знать к концу второго класса по программе ФГОС «Школа России» в области русского языка.


 

Комментарии

Не поменялись ли требования к необходимости делать детьми фонетический разбор слова. Читала, что фонетического разбора в новых требованиях нет.

Татьяна
12 августа
Рейтинг
- 1 +

Добрый день.
2. - пропущена буква у.

Е. Г
14 апреля
Рейтинг
- 2 +