На днях, в знак солидарности и привлечения внимания к аутизму многие здания в Европе были подсвечены синим. В России на ночь стало синим здание Минобрнауки. В течение недели до этого Минобрнауки распространяло информацию об аутизме, о том, как важна ранняя диагностика и своевременное лечение, важно и принятие обществом таких людей.
Аутизм — серьёзное психиатрическое заболевание. Начинается оно ещё в раннем детстве, когда родители отмечают отрешённый взгляд младенца и улыбку, возникающую саму собой, редко в ответ на улыбку взрослого. Дальше — больше, к двум-трём годам становится абсолютно понятно, что малыш резко отличается от сверстников и не укладывается в понятие «нормальный ребёнок». Врачи диагностируют аутизм, если у ребёнка отмечаются одновременно три признака:
Малыш-аутик не разговаривает и не выражает эмоций. Со стороны он может выглядеть идеальным ребёнком: где мама посадит — там и сидит абсолютно спокойно и хлопот никому не доставляет. Видимость обманывает. Такой малыш, подрастая, может так и не заговорить. Или заговорить косноязычно. При этом он может говорить чужими фразами, просто повторять их, как попугай, за любым человеком, порой и неоднократно. Серьёзность на самом деле просто отгороженность от внешнего мира. Маленький человек находится целиком в своём внутреннем мире. И мир этот нам не ведом.
Дети, страдающие аутизмом, очень разные. Но почти все они:
Мы до сих пор не знаем, что приводит к аутизму — вирусы, гены или что-то другое. Поэтому и излечить заболевание невозможно.
Детей, больных аутизмом, примерно четверо из 10 000. То есть в городе-миллионнике их будет 400 — как раз хватает на небольшую школу. Примерно 90 из них способны проявлять выраженную агрессию Ещё у 75 могут развиваться неожиданные припадки. Им школа противопоказана, либо показана с тьюторским сопровождением. Но ведь остаются ещё 235 детей у которых аутизм проявляется в не такой выраженной форме. У них может отличаться степень развитости интеллекта. Некоторых можно отнести к умственно отсталым, но есть среди них и те, чей интеллект значительно выше среднего. Они могут быть щедро оделены талантом в какой-либо узкой области. И именно из них могут в будущем получиться ведущие учёные и очень хорошие специалисты.
В принципе, ребёнка с ярко выраженным аутизмом вряд ли мама отдаст в обычную школу. Ведь он живёт в своём мире, вторгаться в который никому не дозволено. Его могут раздражать посторонние звуки (их не должно было быть!) или выход одноклассников к доске (почему не в той последовательности, что вчера?) и ещё многие-многие мелочи, которые для больного аутизмом невыносимы до такой степени, что он может отреагировать. Отреагировать бурно и непредсказуемо. Да и психическое состояние самого ребёнка ухудшается после каждой подобной вспышки. Поэтому, конечно, школа для них — пытка. Им больше подходит щадящее домашнее или индивидуальное обучение.
Однако Минобрнауки и не говорит о таких аутистах. Министерство занялось распространением информации о РАС — расстройствах аутистического спектра. То есть, речь идёт о тех детях, которые могут посещать школу, однако отличаются от сверстников в большей или меньшей степени.
Для школьника с аутистическими расстройствами характерны:
Учителю и детям с аутистами сложно. Хорошо, если он один в классе или его сопровождает тьютор. А если нет?
Неконтролируемая реакция гнева может произойти, к примеру, в следующих случаях:
Ребёнок с аутизмом не может эмоционально отреагировать. По его внешнему виду не поймёшь — услышал он информацию или нет. Кажется, что нет. Но старшеклассники из них могут по памяти пересказать дословно все диалоги, которые слышали в течение дня. Поэтому внешний вид аутиста обманчив. Он всё слышит и понимает, однако не может отреагировать сразу.
Аутисты живут по своему графику и не подчиняются никаким правилам. Они могу ходить по классу во время урока, заниматься другим делом. И учителю приходится это принимать как данное, так как в противном случае можно получить реакцию агрессии или истерику, неконтролируемое поведение. В целом, это дети сложные, хотя вполне обучаемые. Но, надо признаться, усилий одного учителя тут недостаточно. Нужно, чтобы одноклассники тоже с пониманием относились к особенному ребёнку и вели себя соответствующим образом.
Действительно, зачем? Считается, что именно так этим детям легче социализироваться. В семье это сделать практически невозможно. Но эти дети вырастут и станут частью общества. Поэтому чем раньше произойдёт их знакомство, тем лучше. Как, к примеру, Стивен Вилтшер. Он стал художником и прославился тем, что в 2009 году 20 минут с вертолёта изучал панораму Нью-Йорка, а затем по памяти нарисовал пятиметровую панораму этого города с поразительной точностью!
Это опыт контакта с другим человеком, сильно отличающимся от них. Это инклюзия, которая учит детей быть более терпимыми, добрыми, гибкими. Уметь сочувствовать и понимать того, кто слабее.
По большому счету, это очередной эксперимент. Будет ли он удачным — покажет время.