Казанские дискуссии международного формата о российском образовании

06 марта 2017 г. 0
В Казани завершил работу форум «Образование России». Получилась весьма представительная дискуссионная площадка, в работе которой приняли участие российские и международные эксперты, заинтересованные в новых — эффективных и успешных образовательных технологиях.
Казанские дискуссии международного формата о российском образовании

Завершилась работа форума «Образование России». Он проходил в Казани со 2 по 4 марта. Сейчас уже можно подвести первые итоги его работы и признать: форум удался!

В Корстоне состоялось более двадцати дискуссий. Дискутировали 127 экспертов из семи стран. Они и слушатели размещались в четырёх конференц-залах.

Обсуждения по залам

В первом зале обсуждали новое качество школьного образования.
Эксперты:

  • президент союза учителей Сингапура Майк Тируман;
  • старший менеджер PISA Питер Адамс;
  • директор по исследованиям iPIPS Кристиан Мирелл;
  • зам.начальника Упр. надзора и контроля за исполнительной властью субъектов РФ Юлия Лях;
  • директор ФИОКО Сергей Пономаренко;
  • начальник управления организации уч.деятельности и приема в НИЯУ МИФИ Игорь Цветков;
  • главред издательства «Просвещение» Ольга Котляр;
  • директор НВЦ «Образовательный технопарк», кандидат педнаук, профессор, науч.рук. Фонда образования им. Нурсултана Назарбаева, эксперт НАО Образования респ. Казахстан Фёдор Вассерман;
  • автор проекта «Интеллектуальная школа» Олег Мухин;
  • директор Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Елена Карданова;
  • ректор Института развития образования республики Татарстан Рина Бадриева.

Темы были такими:

  • Лучшее образование в мире — перенимаем опыт.
  • Принципы сохранения качества образования на всех его этапах.
  • Куда идёт российское образование (в гору?).
  • Обсуждение опыта мировых стандартов в оценивании качества образования.
  • PISA о стандартизации качественной оценки образования.
  • Первый учебный год. Сравнение российского и зарубежного контроля прогресса первоклассника.
  • Роль электронного обучения в создании развивающей среды для школьника.

После обеденного перерыва в этом же первом зале состоялись круглые столы и лекции.

  • Фёдор Вассерман докладывал о международном опыте оценки качества образования.
  • Михаил Казиник (российско-шведский скрипач, музыковед, поэт, писатель, культуролог и педагог) прочитал лекцию с захватывающим названием: «Школа умерла, да здравствует школа!»

В вечернем блоке говорили о школе, в которой хорошо. Обсуждали многое.

  • Как организовать и чем наполнить школьное пространство. 
  • Новые технологии и формы среднего образования. 
  • Какая она: инфраструктура идеальной школы? 
  • Какие условия школьного обучения нужно считать качественными? 
  • Есть ли смысл в проектной образовательной деятельности? Где искать смыслы, ресурсы и источники?
  • Как создать нерушимый союз директора и педагогов?
  • Может ли школа быть источником вдохновения?
  • О школьном самоуправлении... или самоуправстве?

Экспертами были:

  • директор СОШ «7 ключей» Наталья Попова;
  • директор «Умной школы» Марк Сартан;
  • главный архитектор Fielding Nair International (USA) Джей Литман;
  • директор Alabuga International School (AIS) Лоррейн Батлер;
  • директор лицея ВШЭ Дмитрий Фишбейн;
  • директор лицея Академии при Президенте РФ Алексей Реуэль;
  • директор музея финской архитектуры Юлия Каусте;
  • директор Hellerup School Лассе Рейхштайн.

В конференц-зале № 2 были свои фишки. Здесь сначала обсудили так называемое «цифровое образование»:

  • качество онлайн-обучения и его оценка;
  • интернет-пространство и безопасность;
  • опыт ведущих игроков онлайн образования в России;
  • пределы возможностей цифровых образовательных форматов.

Здесь экспертами были:

  • основатель проекта «Профессиональное электронное образование» Александр Молчанов;
  • директор Института дист.образования Томского ГУ Галина Можаева;
  • директор дирекции онлайн обучения НИУ ВШЭ Евгения Кулик;
  • PR-директор Нац.платформы открытого образования Наталья Бондаренко;
  • гендиректор ООО «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков;
  • гендиректор центра онлайн образования «Нетология» Максим Спиридонов;
  • философ и футуролог Данила Медведев;
  • гендиректор «Лекториум» Яков Сомов;
  • автор проекта «Интеллектуальная школа» Олег Мухин;
  • замдиректора Нижегородской авторской академшколы Дмитрий Маренин;
  • менеджер программ обучения компании «Новые облачные технологии» Анастасия Горелова.

После небольшого перерыва здесь же рассматривались вопросы цифрового образовательного контента.
Эксперты:

  • вице-президент по развитию «ДРОФА-ВЕНТАНА» Артём Соловейчик;
  • учёный секретарь института педобразования РАО Валерий Фрадкин;
  • гендиректор Учи.ру Иван Коломоец;
  • основатель NEWTONEW Евгений Смирнов;
  • руководитель технологического образования Издательства «Просвещение» Дмитрий Верник.

В конференц-зале № 3 говорили о школе равных возможностей. Рассматривались темы:

  • комфортной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями;
  • создание лучшей инклюзивной среды;
  • подготовка кадров для обучения особых детей;
  • как понять особенных детей и как помочь им;
  • инклюзивное образование — вектор изменения преподавания;
  • руководство инклюзивным учреждением;
  • формирование эмпатии с отклоняющимся поведением у подростков.

Здесь экспертами были:

  • директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Татьяна Волосовец;
  • директор института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев;
  • директор школы-лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» Вета Щукина;
  • директор школы № 1321 «Ковчег» Роман Реуэль;
  • спец. по инклюзивному образованию Саи Вайранен;
  • спец. РБОО «Центр лечебной педагогики» Юлия Ахтямова;
  • проректор КИУ, руководитель международного Центра инклюзивного образования Дания Ахметова;
  • эксперт межд. Проектов ООН Ольга Зубкова;
  • основатель устного счёта «Соробан» Юрий Новосёлов.

В вечернем блоке здесь обсуждались вопросы профобразования для инновационной экономики. Темы были заявлены следующие:

  • профобразование в школе;
  • развитие дуального образования;
  • WorldSkills – первые результаты;
  • центры кластерного развития — есть ли в них смысл;
  • обретение профессии через молодёжные центры техинноваций;
  • интерес профобразования: пути роста.

Экспертыми были:

  • директор центра профобразования ФИРО Владимир Блинов;
  • директор Центра подготовки нацсборной РФ  Worldskills (компетенции сервис и дизайн) Максим Усынин;
  • директор МФЦ прикладных квалификаций машиностроения Ассоциации доп.профобразования Сергей Денисов;
  • руководитель департамента поддержки «Кадрового обеспечения промроста» Юлия Ханьжина;
  • директор по развитию Фонда «Будущие лидеры» Варвара Чуйкова;
  • замнач. ОТК ПАО Татнефть Сергей Ушаков;
  • доцент Елабужского института Казанского ФУ Сергей Седов.

В четвёртом конференц-зале проходило обсуждение практик применения профстандартов в образовании. Темы заявлены были следующие:

  • разработка обрпрограмм на основании профстандартов;
  • аккредитация образовательных программ;
  • оценка квалификации: центры.

Эксперты:

  • руководитель Корпоративного университета ПАО «Татнефть» Андрей Глазков;
  • директор Центра изучения проблем профобразования IVETA Ольга Олейникова;
  • директор Национального центра профоснов обеспечения качества образования (ANQA) (Ереван, Армения) Рубен Топчаян;
  • начальник НИЦ моделирования квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть» Елена Дурнева;
  • начальник отдела профкомпетенций и квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть» Эльвира Самойлова;
  • исп.директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова.

Во время конференции работала экспозиция


Темы:

  1. дошкольное образование и развитие;
  2. лицеи и гимназии, интернаты;
  3. высшие и средние учебные заведения;
  4. школьный и студенческий отдых;
  5. дополнительное образование;
  6. инклюзивное образование;
  7. услуги в области домашнего образования;
  8. корпоративное обучение, повышение квалификации, языковые курсы, дистанционное образование;
  9. программы международного обмена и стажировок;
  10. современное ПО, компьютерные программы;
  11. национальная книжная выставка «Книги России».

Что было интересного, кроме обсуждений

  • Очки виртуальной реальности. Гости надевали очки и могли виртуально осмотреть достопримечательности Татарстана: Казань, Свияжск, Болгар, побывать на празднике Сабантуй. А если что приглянулось — можно и на настоящую экскурсию поехать.
  • Симулятор покраски. Ещё один виртуальный девайс, однако он носит не развлекательный, а обучающий характер. С его помощью можно научиться красить дома, автомобили и т. д. Есть подобные тренажёры для сварщиков и некоторых других специальностей.
  • Стол Multimind, соединяющий реальный и виртуальный мир, позволяет получать знания путём складывания кубиков. Но не обычных, а (вы догадались?) виртуальных. Предназначен для детских садов и стоит всего 300 тысяч рублей.
  • и многое другое)

Первый Международный форум «Образование России» завершён. В его работе приняли делегаты из двадцати регионов России, представители Дании, Латвии, Нидерландов, Сингапура, Финляндии, Франции и США. Всего около 70 спикеров. Сотни насущных тем, варианты их решений. Полезные советы, интересные идеи, которыми воспользуются преподаватели уже в ближайшее время.


 

Комментарии