Когда начинается плотная подготовка к экзамену, всегда важно знать критерии, по которым тебя будут оценивать. Ведь даже одни и те же знания можно научиться подавать по-разному за достаточно короткий промежуток времени. Особенно это касается проведения экзамена по иностранным языкам: объём информации огромен и нужно его структурировать, чтобы выжать из себя максимум на непростом испытании, называемом ЕГЭ.
Опираясь на опыт предыдущих ЕГЭ, можно выделить критерии, по которым будет оцениваться ЕГЭ по иностранному языку в 2016 году. Нужно понимать, что экзамен, да ещё и стандартизированный для всей территории нашей необъятной страны, должен определить уровень знаний у всех желающих как можно объективнее. Определяется, говоря формальным языком нормативов, сформированность иноязычной коммуникативной компетенции, включающей в себя компоненты:
- общеучебную;
- компенсаторную;
- социокультурную;
- языковую.
Опыт ЕГЭ-2015 по иностранным языкам
В 2015 году впервые экзамен был разделён на две части: к письменной добавилась устная. При этом письменная включала в себя четыре раздела в общей сложности - сорок вопросов и выявляла умение слушать, писать, читать и лексически грамотно излагать материал.
В устной части было 4 раздела, уточняющие, умеет ли экзаменуемый:
- говорить на иностранном языке;
- слушать и понимать;
- пользоваться лексико-грамматическими и фонетическими правилами.
Задания ЕГЭ каждого варианта включали в себя вопросы трёх уровней, параллельных уровням владения по документам Совета Европы:
- базового - А2;
- повышенного - В1;
- высокого — В2.
Можно было заметить, да это и не составляло тайны, что первыми шли самые простые вопросы, последними — самые сложные.
Критерии оценки работы
Так что же должен продемонстрировать выпускник школы, отвечая на вопросы ЕГЭ по иностранному языку? Упрощённо, схема оценки выглядит нижепредставленным образом.
Аудирование:
- А2 — понять основное содержание текста;
- В1 — распознать в тексте запрашиваемую информацию;
- В2 — хорошее понимание прослушанного текста, полное владение информацией, предоставленной в нём.
Чтение:
- А2 — понять основной смысл текста;
- В1 — определить структурно-смысловые особенности текста;
- В2 — точно понять все нюансы, изложенные в тексте.
Письмо:
- А2 — способность написать письмо личного характера;
- В1, В2 — умение написать развёрнутое высказывание-рассуждение по заданной проблеме.
Грамматика и лексика:
- А2 — распознавание основных грамматических структур и морфологических форм выбранного иностранного языка;
- В1 — применение с полным знанием дела основных способов словообразования;
- В2 — точное речевое использование лексических единиц, применение правил орфографии.
Говорение:
- А2 — уметь правильно прочитать текст вслух;
- В1 — умение задавать вопросы по прочитанному тексту и выстраивать собственное высказывание на основе полученной информации;
- В2 — навык связанного высказывания, составления мнения или суждения по предложенной теме, умение сравнивать и использовать аргументацию в собственной речи.
Все компоненты изучаются в школе, соответствуют требованиям преподавания иностранных языков в государственных школах. Поэтому особой специальной подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам не требуется. Выпускник просто должен продемонстрировать все свои навыки и умения, полученные за несколько лет школьного обучения. И если учился он хорошо, то проблем возникнуть совершенно не должно.