Типичные ошибки на ЕГЭ-2015 по биологии

15 марта 2016 г. 0
ЕГЭ по биологии выбирают те, кто запланировал идти в ВУЗы естественнонаучной направленности. Биология — наука интересная и многим кажется лёгкой, однако без тщательной подготовки вероятность получения высоких баллов невелика. Учить нужно, иначе и вы можете наделать ошибок, как и выпускники 2015 года, работы которых уже проанализированы.
Типичные ошибки на ЕГЭ-2015 по биологии

ЕГЭ по биологии традиционно выбирают дети, выбравшие для поступления факультеты медицинские, ветеринарные, сельскохозяйственные, биологические, психологические.

Вопросы ЕГЭ-2015 по биологии были распределены на семь блоков:

  1. о биологии как о науке;
  2. о клетке как целой биологической системе;
  3. об организме как целой биологической системе;
  4. об органическом мире;
  5. о человеке и его здоровье;
  6. об эволюции живой природы;
  7. об экосистемах и присущих им закономерностям.

С первым блоком справились почти все. В каждом из КИМов присутствовал лишь один вопрос из этого блока. Затруднения были у тех, кому достался вопрос о том, на каком уровне проявляются геномные мутации. Его не выполнили 57% экзаменуемых.

Во втором блоке (всего 5-6 заданий) дети запутались в определении хромосомного набора клеток растений, не смогли определить количество хромосом и ДНК клеток в зависимости от фаз митоза и мейоза. А из тех, кто смог многие не дали обоснования. 

В третьем блоке было 6-7 заданий (3 — базового, 3 — повышенного и 1 высокого уровня). Оказалось, что генетические задачи научились решать все. Затруднения у 65% учащихся вызвали:

  • нахождение зависимости кроссинговера от междугенного расстояния;
  • цитоплазматическая изменчивость и её причины;
  • комбинативная изменчивость;
  • мутации генома;
  • размножение организмов;
  • генетика человека — методы исследования.
  • Сложно дались ребятам вопросы о том:
  • почему размножается картофель клубнями, а не семенами;
  • как влияет самоопыление на сохранение рецессивных аллелей;
  • как применяется индивидуальный отбор в селекции.

Удивляет тот факт, что задачу о возможности преодоления бесплодия у межвидовых гибридов решили далеко не все — всего лишь 2% получили за неё максимальные баллы. Удивляет, потому что подобные задания используются уже несколько лет и подробно разбирались в методических пособиях и отдельных статьях.
С задачами на дигибридное скрещивание не справились 80% школьников.

Четвёртый блок был представлен десятью заданиями (5 — базового, 3 — повышенного и 2 — высокого уровня).
С базовыми вопросами справились 60% выпускников, с вопросами повышенного уровня — 45%, а высокого — 30%.
Трудности возникли в вопросах, касающихся:

  • испарения воды листьями;
  • транспорта веществ растениями;
  • функций молодого побега;
  • строения луковицы;
  • различных классов членистоногих;
  • особенностей земноводных;
  • поведения птиц в осенне-зимний период.

Участники в большинстве своём не умеют сопоставлять и сравнивать растения из разных отделов, животных разных типов и классов. С такими заданиями справилось всего 4%.
Удивляет, что учащиеся слабо разбираются в рисунках и не могут определить на них даже те части животных и растений, о которых дали верные ответы выше. То есть, можно посоветовать больше внимания уделять картинкам и иллюстрациям. Иначе получается, что теоретические знания есть, а практических недостаточно.

В пятом блоке было десять заданий, из них пять базовых, три повышенного и два высокого уровня. В целом испытуемые справились с заданиями хорошо. Трудности были при ответах на вопросы:

  • об изменении просвета вен за счёт гладкой мускулатуры;
  • поступления питательных веществ в клетку;
  • про симпатическую нервную систему;
  • об участии лимфатической системы во всасывании жиров;
  • строения периферической нервной системы;
  • эндокринных желез.

Испытуемые не смогли сопоставить функции поджелудочной железы и печени, поперечнополосатой и гладкой мускулатуры, соматической и вегетативной нервной системы, клеток крови, авитаминозов.

Школьники не знают последовательности:

  • сердечного цикла;
  • дыхательных движений;
  • тока крови по сосудам.

Всего лишь 4% испытуемых получили максимальный балл за обоснование влияния курения на кровь и сердечно-сосудистую систему.

Шестой блок — семь заданий, один — базового, четыре — повышенного и два высокого уровня. Из года в год вопросы этого блока вызывают трудности, причём одни и те же:

  • факторы эволюции;
  • роль мутаций в естественном отборе;
  • критерии вида;
  • формирование приспособленности;
  • круговорот кислорода;
  • биологический регресс у кистепёрых рыб.

Седьмой блок вопросов (экосистемы и закономерности), показал высокий уровень владения материалом. Практически все задания получили средние и максимальные баллы. Некоторые трудности возникли с:

  • установлением продуктивности биомассы разных экосистем;
  • сопоставлением веществ и объектов биосферы;
  • экологических групп;
  • взаимоотношений организмов.

Анализ ошибок, сделанных испытуемыми во время ЕГЭ-2015 поможет вам лучше подготовиться к ЕГЭ-2016. Удачи!

Комментарии