На самом деле наши российские школы — это испытание даже для физически крепких детей. Те, кто хоть раз побывал на школьной перемене, прекрасно понимают это: узкие переходы, крутые лестницы и соединяющиеся потоки мальчиков и девочек — давка неизбежна. А там и оторванные пуговицы, рукава, синяки и ссадины. И так изо дня в день — шесть перемен, шесть стрессовых ситуаций. В этой круговерти страдают обычные дети, что уже говорить о «колясочниках»?
Законодательно за родителями закреплён выбор как и где обучать ребёнка. Они могут отдать малыша в общеобразовательную школу, школу-экстернат и учить его дома. 99% родителей здоровых детей выбирают школу. Это и понятно — система обучения там отлажена, соответствует тому, что требует государство, а от родителей нужно лишь обеспечить присутствие ребёнка на занятиях, да приобретение формы. Вникать особо не нужно — всё учителя сами сделают. Часть родителей делают выбор в пользу экстерната. Обычно это родители талантливых детей, активно занимающихся спортом, танцами или изобразительным искусством. Здесь уже помощь родителей в обучении достаточно велика и школьные успехи ребёнка во многом зависят от родителей.
Сейчас растёт движение родителей за «хоумскулинг» - обучение на дому. Когда родители целиком берут на себя ответственнось и обучают ребёнка сами, периодически приходя на аттестацию в прикреплённую школу.
У родителей «особенных» детей, несмотря на законодательство, выбор невелик — семейное обучение или экстернат. В первом случае родители сами учат ребёнка, во втором им помогают учителя закреплённой школы. Однако дети-инвалиды практически в 100% находятся в социальной изоляции. Чтобы её как-то нарушить, отдельные родители-энтузиасты решаются отдать своё чадо в обычную общеобразовательную школу. Это требует неимоверных усилий. Ребёнка нужно доставить в школу и быть с ним рядом, помогая передвигаться, пользоваться учебниками и другими предметами. В начальной школе, когда занятия проходят в одном классе, это ещё не так сложно, а вот позже — переходы по лестницам становятся пыткой.
Настоящее испытание есть ещё и психологическое. Наши дети неподготовлены и не умеют общаться с инвалидами. Они их либо жалеют, либо сторонятся. Общаться на равных получается не сразу и не всегда.
Закон призывает уравнять возможности обычных детей и детей-инвалидов. Это пойдёт на пользу всем. В школах должны появиться пандусы, широкие лестницы и коридоры, специальные лифты. Школьник на инвалидной коляске должен стать полноправным членом своего сообщества, чувствовать себя в учебном заведении комфортно. И это важно не только для него, но и для тех детей, которые его окружают.