У школьника плохая успеваемость: что делать и как ему помочь?

02 июля 2019 г. 0
Хроническое отставание ребёнка в обучении – это большая проблема как для его учителей, так и родителей. Поэтому важно помочь малышу преодолеть трудности, с которыми он сталкивается. И первое, что понадобится сделать – это понять, у ребёнка нет способностей к учёбе или он просто не хочет учиться. Только после этого можно приступить к поиску способов, позволяющих исправить текущее положение вещей.
У школьника плохая успеваемость: что делать и как ему помочь?

Распространённые причины

Оценивать причины детской неуспеваемости нужно объективно. Но часто бывает так, что родители и преподаватели списывают появившееся у ребёнка отставание на лень, отсутствие у него задатков к определённым предметам, систему образования и даже генетический фактор. Но реальные причины могут быть совсем другими:

  • завышенные требования со стороны родителей и преподавателей;
  • высокие нагрузки на учёбе, в частности, большое количество домашних заданий;
  • трудность в адаптации к новому обществу;
  • плохие отношения с одноклассниками, в результате чего возникает отрицательный эмоциональный фон;
  • конфликт с учителями, который провоцирует отвращение и страхи к обучению;
  • недостаточно развитые познавательные способности или отсутствие навыков использования своих способностей для получения знаний;
  • не заинтересованность в занятиях и отсутствие понимания смысла в них;
  • психологическая напряжённость, которая бывает связана с неблагополучной обстановкой в семье;
  • отставание в развитии таких психических функций, как мышление, память и внимание;
  • недостаток внимания вследствие СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) – детям с таким расстройством тяжело концентрировать своё внимание, т.к. они нетерпеливы и неусидчивы.

Все указанные причины можно условно объединить в три большие категории:

  • мотивация;
  • психоэмоциональное состояние;
  • познавательные способности.

Выявление причины

Важно как можно раньше выявить проблемы в успеваемости и приступить к их разрешению. Серьёзный сигнал для родителей – это резкое ухудшение школьных оценок ребёнка. Если успеваемость снизилась по одному из предметов, то, скорее всего, малышу просто трудно усвоить материал. Но если ухудшение оценок наблюдается сразу по нескольким предметам, то причина с большой долей вероятности серьёзная. В таком случае нужно встретиться с преподавателями и обсудить с ними данную проблему. Узнав об особенностях поведения школьника, необходимо поговорить уже с ним. Начать разговор лучше всего в спокойной обстановке.

Если выяснить причину ухудшения успеваемости школьника не получается, то отведите его к психологу. Возможно, специалист поможет наладить контакт с ребенком и решить его проблемы.

Как можно помочь ребёнку?

Решать плохую успеваемость в школе в первую очередь нужно именно родителям. Школьные учителя далеко не всегда могут стать союзниками в борьбе с детскими проблемами в учёбе. Поэтому выход из ситуации следует искать самостоятельно. Стимулировать ребёнка на учёбу можно следующими способами:

  • Создайте максимально комфортные и удобные условия для обучения ребёнка. В частности, уделите особое внимание подготовке рабочего места и избавьтесь от всех отвлекающих факторов.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка развились полезные для учёбы привычки. Для этого он должен соблюдать режим дня, отдыхать после занятий и чередовать разные виды деятельности, т.е. учебную и творческую, умственную и физическую.
  • Важное внимание уделите развитию школьника, в частности, его математических и творческих способностей.
  • Научите ребёнка выполнять свои учебные обязанности самостоятельно, т.е. без напоминания. В нём должны развиться такие качества, как трудолюбие, ответственность и дисциплина.
  • Замечайте успехи школьника и старайтесь оценивать их высоко. Каждая победа будет закреплять в нём уверенность браться за новые дела.
  • Заинтересуйте малыша в учёбе, ведь дети успешно осваивают те знания и умения, которые действительно их увлекают.
  • Активно слушайте ребёнка, пусть он пересказывает увиденное, прочитанное и делится своими впечатлениями.
  • Помогайте малышу выполнять трудные задания, но не забывайте давать ему возможности найти решение самостоятельно.

Кроме того, обеспечьте своего малыша всем необходимым для учёбы: словарями, справочниками, атласами, пособиями и книгами по школьной программе и т.д. Также следует попробовать создать семейные традиции, которые будут направлены на стимулирование учебной деятельности детей. Как вариант, используйте позитивный опыт своих родителей или знакомых. В ряде случае требуется коррекция семейных установок и взаимоотношений.

Комментарии