Чтобы хорошо подготовиться к ЕГЭ по истории, готовиться нужно с начальной школы: составлять собственную таблицу памятников, делать к ним краткие подписи, указывая авторов, дату создания, эпоху к которой они относятся, правителя, а так же — зачем и по какому поводу их воздвигли. Приведём лишь часть скульптур, которые нужно точно знать к ЕГЭ по истории.
Внушительных размеров пушка находится в московском Кремле у собора Двенадцати апостолов на Ивановской площади. Это грозное оружие, отлитое во времена царя Фёдора Ивановича мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе в 1586 году, предназначалось для обороны Кремля, но не сделало ни одного выстрела. Её вес около 40 тонн, а вес ядра — около 800 килограммов. Фактически, у орудия даже нет отверстия для запала. Однако оно послужило Отечеству, так как была выставлена в Кремле и демонстрировалась всем дипломатам, устрашая их своим видом.
Центральная фигура фонтана у каскадной лестницы в Петергофе. Ещё Петр I хотел выстроить нечто в честь победы над Швецией, но не успел. Идею памятного фонтана подхватила Анна Иоановна в 1734 году в связи с подготовкой празднования 25-летия победы в Полтавской битве. Полтавская битва состоялась в день Сампсония странноприимца, отсюда — герой фонтана. А лев — символ побеждённой Швеции. Первый свинцовый «Самсон» был установлен в 1735 году. Над ним работал Растрелли. В 1801 году скульптура, в связи с тем что пришла в негодность, была заменена бронзовой, созданной великим Козловским. Во время Великой Отечественной войны скульптура была утрачена и её восстановили по архивным записям Козловского скульпторы Симонов и Михайлов.
Императрица Анна Иоановна в 1730 году приказала вылить колокол весом 10 000 пудов. Сделать это согласился Иван Моторин — русский мастер. Он и его сын Михаил занимались колоколом с 1733 до 1735 года. На металл использовали старый колокол периода Бориса Годунова. Современный химический анализ показал, что в составе колокола в основном медь (более 80%) и олово (около 13%), есть в нём сера — процент с четвертью, четверть процента серебра и 36 тысячных процента золота. Если в килограммах, то серебра в колоколе 525 кг, а золота — 72 кг. После отливки колокола, мастера прямо в яме занимались его чеканкой. В 1737 году был пожар в результате которого колокол упал и от него отломился кусок весом примерно 11 тонн. Поднять колокол на поверхность оказалось делом сложным — это смогли сделать лишь сто лет спустя — в 1836 году по проекту архитектора И.Л. Мироновского. Колокол находится на территории Московского Кремля, стоит на бронзовом пьедестале работы Огюста Монферрана. Интересно, что внутри пьедестала хранится язык от неизвестного колокола.
Скульптура, изображающая Петра Первого в свободном одеянии верхом на коне. На голове Петра лавровый венок победителя, копыта коня топчут змею-образ врага. Постаментом является огромный шестнадцатитонный природный Гром-камень, найденный в окрестностях Петербурга и доставленный за два года с помощью простейших механизмов на Сенатскую площадь. Автором конной статуи (1768-1770) является Этьен Фальконе. Именно его выбрала Екатерина Вторая для исполнения своего грандиозного замысла, обсуждённого вместе с Вольтером и Дидро. Сама скульптура отлита из бронзы. Название «приросло» благодаря одноимённой поэме А.С. Пушкина. Памятник открыт в 1782 году. Является одним из символов С-Петербурга.
Это первый памятник некоронованной особе в России. Аллегорическое изображение генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, не имеющее визуального сходства с самим полководцем. Суворов предстаёт в образе Марса, с поднятым мечом и щитом, в античном одеянии. Скульптура отлита из бронзы по проекту М.И. Козловского (1799-1801 гг) по указанию императора Павла I. Именно при нём Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы за что получил звание князя Италийского. Памятник сначала был установлен на Мойке, однако Александр I в 1818 году приказал перенести его на Марсово поле. Там его можно увидеть и сейчас во время посещения Санкт-Петербурга.
Скульптура изображает две фигуры: Новгородского гражданина Минина (стоит), который передаёт меч сидящему князю Пожарскому, призывая его выступить на защиту Москвы и избавить страну от поляков. Сам Кузьма Минин (Косма Минич Сухорукой) обязуется найти людей и оружие. А Дмитрию Михайловичу Пожарскому предстоит взять на себя руководство операцией по изгнанию поляков. Что в 1622 году и произошло — победа над Польшей была одержана. Скульптор композиции — Иван Мартос. Памятник установлен в Москве, на Красной Площади в 1818 году. В открытии участвовал Император Александр. Интересно, что скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге, а в Москву доставлена по воде. Это первый памятник в мире, отлитый из сплава меди и латуни в один приём.
Грандиозное сооружение, рассказывающее об истории России, возведено в Великом Новгороде в 1862 году, в память о призвании варягов на царство, когда править Россией стал род Рюриковичей. Гигантский шар держится на колоколообразном постаменте. Вокруг располагаются 128 фигур, поделённых на три яруса. В верхнем ярусе всего две фигуры: ангел с крестом олицетворяет Церковь и коленопреклонённая женщина — Русь.
В среднем ярусе 17 фигур в шести группах, по числу исторических периодов на то время. В нижнем ярусе горельефы 109 исторических деятелей, список которых был утверждён после многих колебаний. Анонимный конкурс выиграл молодой скульптор Михаил Микешин. Помогал ему Иван Шредер. Архитектор проекта Михаил Гартман. Памятник установлен в 1862 году в присутствии Александра II и всей августейшей семьи. На время торжеств количество людей в городе удвоилось.
Марк Матвеевич Антокольский был седьмым (последним) по счёту ребёнком в семье бедного трактирщика-еврея. Тяга к рисованию у него проснулась рано, но не поощрялась в семье. Единственное, что отец для него сделал — отдал в ученики к резчику по дереву. Очень скоро талант молодого человека был замечен и его отправили учиться в Санкт-Петербург. Там он стал вмиг знаменит и богат после того, как создал скульптуру Ивана Грозного, сидящего в кресле, а Александр II приобрёл её для Эрмитажа. С этого момента скульптуры следовали одна за другой. С 1880 года Марка стали интересовать «тихие» образы. К которым относится и скульптура «Несто-летописец», которую Антокольский создал в 1889 году, впечатлившись Пименом А.С. Пушкина. Благообразный старик сидит за простым столом и, держа в руке перо, тщательно выписывает буквы. Взгляд его сосредоточен. Вся фигура выражает спокойствие и силу, причём силу духовную.
Самая высокая колонна в мире (25,6 метров), созданная из цельного камня — гранита. Она располагается практически в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Возведена по указу царя Николая I в честь победы его старшего брата Александра I над Наполеоном. Автор проекта Огюст Монферран. В качестве фундамента под колонной вбито 1250 свай из толстых крепких сосен, на которых установлены гранитные камни. На них держится 400-тонный монолит гранита — постамент. И уже на нём — сама цельногранитная колонна. Колонну устанавливали с помощью сложных механизмов 2000 солдат и 400 рабочих. Затем на вершине колонны установили фигуру ангела, выполненную Борисом Орловским. Ангел имеет сходство чертами с Александром I и попирает крестом змея (войска Наполеона). В 1834 году состоялось торжественное открытие памятника. На нём присутствовал сам Государь с семейством и много народа.
Располагается на площади Островского в Санкт-Петербурге. Памятник установлен на гранитный постамент, при этом гранит использован четырёх сортов. Фигура Екатерины возвышается на 4 метра, её выполнил Михаил Чижов. Екатерина слегка улыбается, а впереди неё, у ног — корона Российской империи. Ниже располагаются фигуры приближённых, выполненные Александром Опекушиным. Среди них Суворов и Потёмкин, Румянцев-Задунайский и Державин, Безбородко и Бецкой, единственная женщина — подруга императрицы Дашкова. Памятник был заказан Александром II в честь столетия восхождения Екатерины II на трон (1762 году), начал строиться в 1862 году по проекту архитектора Михаила Микешина, был открыт в 1873 году.
Памятник создан во время царствования Александра II, по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором так же учился и Александр Сергеевич. Выполнен по проекту Александра Михайловича Опекушина и установлен в 1880 году, в день рождения великого поэта. Александр Сергеевич представлен в полный рост, одет он в сюртук и длинный плащ. Правая рука спрятана в борт сюртука, в левой шляпа. Поэт склонил голову, размышляя о новых стихах. Интересно, что памятник был установлен в начала Тверской, а в 1950 году перенесён в конец той же улицы.
Плевна — город в Болгарии, который был под властью Турции. Во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг) под этим городом шли ожесточённые бои в которых погибло и стало калеками множество русских солдат — гренадёров. В память о них, по инициативе офицеров и солдат Гренадёрского корпуса и Московского археологического сообщества, на собранные деньги, в 1888 году была установлена часовня-памятник, созданная по проекту архитектора Владимира Иосифовича Шервуда. Александр II проект одобрил, но денег не дал. Александр III — тоже. Располагается памятник в Москве, в Ильинском сквере. Он представляет собой восьмигранный шатёр из чугуна с православным крестом наверху. На боковых поверхностях — горельефы со сценами из сражения и цитаты из Евангелия. С 1999 года в часовне возобновились заупокойные богослужения.
В 23 метрах от набережной Приморского бульвара Севастополя возвышается девятиметровая скала из гранита. Из неё вырастает пьедестал с диоритовой колонной наверху которой виден двуглавый орёл в императорской короне держит в клювах венок с якорем. Грудь орла украшает щит со Святым Георгием Победоносцем. Скульптор памятника — Амандус Адамсон. Монумент был сооружён в 1905 году, чтобы увековечить одну удивительную историю, произошедшую 50 лет назад. В 1854 году Нахимов принимает решение затопить корабли и тем самым перекрыть вход в Севастополь. Сначала было затоплено несколько кораблей, а позже все. Англо-французский флот так и не смог попасть в Севастопольскую бухту.
Возле деревни Горки, в 115-и километрах от Москвы, на Бородинском поле стоит обелиск, выполненный из красного гранита. На его вершине большой металлический орёл. Он летит, сжимая в когтях позолоченный лавровый венок, тот самый, что символ славы и победы. На лицевой стороне обелиска меч остриём вверх, под ним — бронзовые изображения Кутузова и генералов, и надпись: «Неприятель отражён во всех пунктах». На месте обелиска находился командный пункт Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова во время знаменитой Бородинской битвы 26.08.1812 года. Обелиск установлен во время правления Николая II по проекту П.А. Воронцова-Вельяминова к столетию этой битвы, в 1912 году.
Гигантская металлическая конструкция, высотой 25 метров без постамента, представляет собой юношу и девушку — представителей рабочего класса и крестьянства. Они вместе делают порывистый шаг и поднимают ввысь символы советской власти: серп и молот. Скульптура была создана Верой Мухиной по замыслу Бориса Иофана в 1937 году специально для парижской выставки, точнее — для павильона, представлявшего молодую советскую страну. Эта скульптура, выполненная в стиле монументализма, стала символом СССР. В 2003 году памятник был разобран для реставрации и вернулся на своё место лишь в 2009 году. При этом высота постамента увеличилась.
Бронзовая фигура учёного стоит на высоком постаменте цилиндрической формы. Она изображает Михайло Васильевича Ломоносова ещё молодым учёным. Он держит перо и бумагу — символы свода правил и принципов созданного им университета. Имя Ломоносова было присвоено МГУ в 1940 году, а в 1953 году перед зданием университета был установлен памятник работы скульптора Николая Васильевича Томского (Гришина) и архитектора Льва Владимировича Руднева.
Установлен на ВДНХ в Москве в 1954 году. В основе фонтана восьмигранная чаша, естественно переходящая в сноп колосьев, подсолнухов и других видов сельскохозяйственных растений. По периферии фонтана установлены 16 фигур девушек в национальных костюмах. Девушек столько, сколько было союзных республик в СССР до 1956 года. В 1956 году Карело-финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, но из фонтана статуи не выкинешь, и вот они стоят в таком порядке: на главный павильон смотрит девушка с косой на голове, держащая в руках сноп колосьев — это Россия. Далее, по часовой стрелке:
Над фонтаном работала большая группа специалистов, среди которых: архитектор-художник К.Т. Топуридзе, инженер В.И. Клявин. Интересно, что ночью подсветка фонтана меняется раз в час.
Памятник Юрию Долгорукому — основателю Москвы расположен на Тверской площади, напротив мэрии Москвы. Он был открыт в 1954 году. На богатырском коне восседает величественный богатырь. Кажется он сошёл с картины «Три богатыря». Лицо не имеет портретного сходства, так как никто не знает, как выглядел князь на самом деле., но прорисовано детально. Скульпторы памятника: Сергей Михайлович Орлов, Анатолий Петрович Антропов, Николай Львович Штамм. Архитектурное оформление памятника принадлежит Виктору Семёновичу Андрееву. Кстати, струя фонтана достигает 28 метров в высоту!
Бронзовый Чайковский, великий композитор, сидит в кресле в скверике перед входом в Большой зал консерватории в Москве. Перед Петром Ильичём стоит пюпитр и правая рука уже тянется записать пришедшие на ум ноты, а левая всё ещё отсчитывает ритм. Рядом тянется длинная скамья из красного мрамора по краям которой арфы, а спинка — нотный стан. Этот памятник — творение Веры Игнатьевны Мухиной. Памятник ей заказали в 1945 году. Однако тот проект, что она предложила был раскритикован, так же, как и последующий. В конце-концов, с большими поправками, проект был утверждён. Но только в 1954 году, уже после смерти скульптора, памятник был установлен и открыт.
Гигантская фигура женщины, решительно делающей шаг вперёд. Она подняла меч и кричит, призывая людей встать на защиту своей родины. Скульптура создана по проекту архитектора Евгения Викторовича Вучетича и расчётам инженера Николая Васильевича Никитина. Высота скульптуры вместе с мечом 85 метров. Она отлита из бетона прямо на месте. Толщина стенок — 25-30 см. Внутри статуя полая, состоит из множества пустых отсеков и стальных канатов, которые поддерживают её в равновесии. Интересно, что фигура ничем не закреплена, она просто стоит на двухметровом постаменте, как шахматная фигура на клетке доски. Родина-мать зовёт — часть скульптурной композиции Мамаева кургана в Волгограде — главному памятнику, посвящённому Сталинградской битве Великой Отечественной войны. Стройка началась в 1958 году и закончилась спустя почти десять лет — в 1967.
На подходе к Красной площади Москвы, у входа в Исторический музей возвышается скульптура маршала Георгия Константиновича Жукова. Запечатлён тот самый момент, когда он принимает Парад Победы 24.06.1945 г. Жуков на коне. Под копытами коня — штандарты побеждённой Германии. Авторами монумента стали: архитектор Ю.Г. Григорьев и скульптор В.М. Клыков. Сначала монумент хотели установить на самой Красной площади, но не получили разрешения ЮНЕСКО. Красная площадь — памятник мирового значения, изменять что-либо на ней запрещено. Поэтому маршал расположился на Манежной площади. В месте, может быть, не самом удобном, зато точно — массовом.