Минобрнауки приводит шокирующие цифры: ежегодно более 5,5 тысяч детей совершают попытку суицида и у полутора тысяч эта роковая попытка заканчивается успешно. Почему несовершеннолетние пытаются прервать свою только начавшуюся жизнь и можно ли как-то помешать этому? Таким вопросом задалось Минобрнауки России, изучило вопрос, разработало и направило в каждую школу методическое пособие по выявлению и предотвращению суицидов среди детей и подростков. Но этого мало, нужно, чтобы и родители были в теме.
Психологи предупреждают, что дети воспринимают проблемы совершенно не так как взрослые, а более катастрофично. Взрослые, в силу простого жизненного опыта, понимают, что из любой, даже крайне неприятной ситуации, можно найти более-менее подходящий выход. Дети же подобного опыта не имеют. Сваливающаяся проблема кажется неразрешимой:
Список можно продолжать. Все эти причины могли бы и не привести к попытке самоубийства, если бы ребёнок рассказал об этом знающему взрослому человеку: родителям, учителю или психологу. Однако дети не рассказывают, решая справиться с проблемой самостоятельно известным им способом.
И тут на первый план выходит другая проблема, объединяющая всё вышеизложенное: отсутствие доверительных отношений между детьми и взрослыми. Взрослые, занятые своими делами, часто отмахиваются от «нытья» детей, призывая не беспокоить и быть более самостоятельными. Они это делают, совершенно не осознавая, к чему толкают подошедшего ребёнка. Второй раз он уже не подойдёт, а в третий решит проблему сам.
Современные дети читают меньше, чем предыдущее поколение, зато они большое количество времени смотрят телевизор, слушают радио, находятся в социальных сетях и это — без контроля или с минимальным контролем со стороны взрослых. Понятно, что гигабайты информации, получаемой ими ежечасно, сильно отличаются по подаче и интерпретации. Порою даже одного слова хватает, для того, чтобы ребёнок сделал вывод. А если информации много? А если она специально опутывает детей и направляет их если не в сети террористов, педофилов и наркоманов, то к разрушительному поведению? Мир жесток и в этом мире у каждого ребёнка должен быть надёжный проводник, указывающий ему путь и не дающий оступиться.
В мире электронных игр жизнь героев ничего не значит: их несколько, и даже если он погибает, то можно начинать играть с начала. Дети склонны отождествлять себя с любимыми персонажами. Постепенно и ценность собственной жизни минимизируется. Кажется, что после смерти можно ожить, что это лишь этап выхода из кризиса.
Такое поведения в наше время характерно не только для детей. Выросло несколько поколений инфантильных взрослых, перекладывающих ответственность за свою жизнь, свой успех, своё счастье на плечи кого угодно, только не на самого себя. Их мироощущение далеко от реального, они живут в придуманном мире и это очень напоминает психическое заболевание.
За суициды детей отвечают взрослые — это аксиома. Учителя в школах, родители дома.
Нужно быть более внимательным к собственным или доверенным детям и вникать во все их просьбы и жалобы, предлагая варианты адекватных выходов из ситуации. Чтобы контролировать получаемую ими информацию, следует заняться досугом, но не фиктивно, а по-настоящему, минимизировав влияние Интернета и компьютера на мышление детей. Дать возможность позитивного общения и радостного мироощущения.
Средства массовой информации постоянно нагнетают страхи, показывая преимущественно: войны, убийства, катастрофы, эпидемии. Кровь и смерть, агрессия и уничтожение льются рекой с экранов телевизоров и страниц бумажных или электронных СМИ. Дети растут в негативе, ощущении полной беспомощности. Они объединяются, пытаясь противостоять и защититься, начинают принимать антидепрессанты (часто без рецепта врача), а затем и наркотики — просто в попытках уйти от ужасной реальности.
Человек запрограммирован на добро. Это нужно помнить в первую очередь.
Будьте ближе к своим детям! Обнимайте их, разговаривайте с ними не только по поводу оценок в дневнике, проявите искреннее участие в проблемах и радостях. Сделайте так, чтобы жизнь ребёнка была интересной, насыщенной и представляла ценность в первую очередь для него самого. И тогда в его маленькой голове не возникнет ни одной мысли о самоубийстве, как методе решения проблемы, порой — придуманной им самим.