Через это проходят все дети и их родители. Вот, кажется, только что малыш был таким приятным, вежливым. По первому требованию отдавал свои лопатку и ведёрко тому, кто просил, а сам находил себе другое занятие. И вот однажды случился «из ряда вон выходящий» случай: на требование отдать лопатку другому малышу, ваш ребёнок ответил твёрдым отказом. Он не поддался на уговоры родителей и его совсем не тронули слёзы другого малыша. Не захотел он и меняться. Вы покрываетесь пятнами. Вам стыдно за действия своего чада перед другими родителями. Хорошо, если рядом с песочницей окажутся родители более старших детей, которые, конечно же, вас успокоят: «Не волнуйтесь, наш тоже жадничал в вашем возрасте, а потом как-то прошло». А если таких не окажется? Что делать?
В возрасте около трёх лет (плюс-минус полгода) все дети начинают осознавать сво й организм как единое целое. До этого для них было вполне нормально, что носик, ручки и ножки живут какой-то своей жизнью: ножки спотыкаются, ручки цепляются, носик сопливит и т. д. И вот начинает приходить осознание, что всё это вместе — одно тело, тело самого ребёнка. Остаётся один вопрос: где я заканчиваюсь? Мама — это я или отдельный человек? Отдельный? А грудь, которой она меня кормит — моя? (Да, сейчас всё больше мама кормят детей грудью до 4-5 лет). А если я сижу на стуле, то стул — это тоже я? То есть ребёнок начинает осознавать границы себя в пространстве. И именно в этом возрасте он считает, что если что-то находится у него в руках, то это что-то является им. Лопатка не просто лопатка, а продолжение руки. Ведёрко — это продолжение второй руки. Как можно отдать кому-то свою руку? А обе? Вот он и не отдаёт.
Никак. Не нужно с ней бороться. О ней нужно просто знать. И как только ваш карапуз начал «жадничать», просто берите на прогулку не один комплект «ведёрко+совочек», а два или даже три. Так вы избавите себя и ребёнка от неприятных моментов в песочнице. Когда кому-то из детей срочно понадобится совок или ведёрко, вы просто выдадите им запасные.
Думаю, все понимают, что совок и ведёрко — собирательные понятия. В качестве них могут выступать куклы, кукольные коляски, карандаши. Иногда точно такую же игрушку просто невозможно взять с собой в связи с её отсутствием. Тогда берите максимально похожую. Детям объясняйте: «Сейчас Маша сама играет детской коляской, поэтому не может её дать, но она вам разрешает порисовать её мелками. А когда Маша будет рисовать мелками, вы сможете поиграть ее коляской». Часто такой подход тоже помогает избежать лишних слёз.
Пройдёт немного времени — всего несколько месяцев и ваш малыш осознает границы своего тела в пространстве, а значит, перестанет жадничать и снова станет просто восхитительным!