Почему стоит написать бизнес-план? Бизнес-план нужен, чтобы получить деньги на развитие бизнеса. Не важно, каким именно путём — прямыми вложениями, инвестициями, спонсорскими и т. д. Но в первую очередь бизнес-план нужен именно вам. И вот почему: он позволяет понять — как быстро вы «отобьёте» вложенные деньги и «отобьёте» ли вообще. Иногда после составления бизнес-плана становится ясно, что лучше поискать другой способ доходов.
Чтобы было легче, набросаем шаблон бизнес-плана. Всего-то несколько пунктов.
Понятно, что не стоит открывать пятую аптеку там, где уже есть четыре, если вы ничем не отличаетесь от своих конкурентов.
1. Что за бизнес планируется открыть?
Магазин одежды из Китая.
2. На какие деньги?
Личные сбережения.
3. Как он будет приносить вам доход?
Планируется оптовая закупка сезонных вещей на оптовых складах Китая. Ездить туда не нужно, есть договорённость с человеком, который это сделает там за определенные деньги и отправит посылками в Россию. Здесь товар распаковывается, приводится в товарный вид (чем занимается отдельный человек) и раскладывается, развешивается на полках. Одежду покупают люди и, соответственно, платят за неё деньги.
4. Где планируется открыть?
Магазин планируется открыть в полуподвальном помещении около станции метро. Там ежечасно проходят сотни людей. Чтобы привлечь их внимание нужно развесить информационно-рекламные объявления, сделать яркую вывеску.
5. Кому там интересен ваш бизнес? Кто ваши будущие клиенты?
Бизнес рассчитан на людей со средним и низким уровнем достатка. Недорогая качественная одежда, пусть и не брендовая, нужна большому количеству людей.
6. Кто уже работает в этой сфере? Кто ваши конкуренты?
В данном районе подобных магазинов несколько, но специализирующихся только на китайской одежде нет. Ближайшие конкуренты по цене — магазин «Фамилия» и Стоковый центр. Это крупные магазины, в которых есть поток клиентов, но сервис оставляет желать лучшего.
7. Чем вы отличаетесь от конкурентов? Что у вас лучше? В чём ваша сила (фишка)?
Мы делаем ставку на недорогую стоимость одежды и высокий сервис.
8. Каковы ваши расходы на создание бизнеса (стартовые вложения)?
итого — 1,5 млн рублей (личные средства).
9. Каковы ваши расходы на поддержание бизнеса (текущие расходы)?
10. Каковы ваши объёмы производства и суммарный доход?
Планируется ежемесячно закупать товаров на 400 000 рублей и продавать на 1 млн. Суммарный доход — 600 000 рублей.
11. Какова ваша прибыль?
600 000 (доход) — 200 000 (зарплата) — 200 000 (аренда) = 200 000
12. Каковы сроки окупаемости производства?
Окупаемость за 1,5 года.
Конечно, приведённый пример весьма условен. Он показывает только саму нить рассуждений. Но опираясь на эти ключевые моменты и используя свои реальные данные, вы сможете создать неплохой бизнес-план «под себя».
Чтобы оценить рентабельность реального бизнеса нужно каждый пункт этого плана разбить на более мелкие части и собрать как можно больше информации, тщательно следя за её точностью. И пусть кажется, что составление бизнес-плана дело трудоёмкое и долгое, лучше один раз потратить время, чем потратить силы и деньги, а впоследствии «прогореть».