Навыки презентации важны для каждого бизнесмена. Особенно — для начинающего, когда его имя ещё ничего никому не говорит и нужно проводить самопрезентации на самых разных уровнях. В этой статье рассмотрим самые важные пункты, позволяющие добиться успеха при проведении презентации, рассчитанной как на большую группу, так и на одного-двух человек. Рассмотрим весь алгоритм действий составления хорошей презентации.
Это — ключевой пункт. Для чего вы проводите презентацию? Вы хотите просто рассказать кому-то о своем бизнесе или всё же добиться какого-то действия от аудитории. Таким действием может быть:
Если говорить проще, то при помощи презентации вы можете попросить денег, продать продукт или привлечь новых действующих лиц в свой бизнес.
Определившись с целью, думаем, что именно интересно группе слушателей, которым будет представлена презентация. К примеру, для соинвесторов важен доход: его объём, сроки, надёжность. Для клиентов важны качества товара, его стоимость и гарантии. Для сотрудников — стоимость оплаты труда и круг обязанностей. К примеру, мы решили, что будем продавать компьютеры школам. И готовим презентацию для директоров школ. Значит мы должны предоставить им информацию, которая побудила бы приобрести компьютеры именно у нас.
На этом этапе мы обдумываем план презентации. Что нам известно: есть директор школы, которому нужны компьютеры. Есть несколько компаний, в том числе и наша, которая может поставить эти самые компьютеры. Цель — сделать так, чтобы компьютеры были куплены именно у нас. При этом мы должны опираться только на реально существующие моменты. Наши компьютеры хорошие, но не самые передовые. Зато мы имеем штат сотрудников, которые могут настроить компьютеры и их обслуживать за определенную небольшую плату.
Значит план презентации будет следующим:
Итого — 10 слайдов. Ими вы не утомите слушателей, и сможете донести всё, что хотели.
Теперь вашей задачей является проработка каждого слайда. Помните:
Даже если вы хорошо знаете информацию, которую решили донести до своих слушателей, репетиция не помешает. Засеките время и начните рассказывать по слайдам. При этом стойте так, чтобы не загораживать экран и используйте указку. Вы не должны читать слайды — ваши слушатели прекрасно это сделают сами. Ваш текст должен дополнять слайд и быть эмоциональным. Украшайте ваш текст интересными историями с нужным смыслом, стихами и анекдотами — но только по теме и к месту.
Проговорите презентацию несколько раз и убедитесь, что вы укладываетесь в отведённое время. Оставьте на вопросы и уточнения 5-10 минут.
Большинство презентаций срывается в связи с мелкими техническими причинами. К примеру, длина шнура проектора мала и не дотягивается до единственной рабочей розетки. Нет подключения к интернету, а презентация залита на облачный сервис. Поэтому, собираясь на презентацию, предусмотрите все эти нюансы. Проверьте работу проектора, длину шнура, положите удлинитель, возьмите ноутбук с презентацией и презентацию на флешке или диске. Не забудьте экран и указку.
Вас оценят сразу, как вы покажетесь в зале и многие сделают вывод о возможном сотрудничестве ещё до того, как вы начнёте говорить. Поэтому приведите в порядок себя. Вы должны выглядеть так, чтобы не вызывать отторжения у публики перед которой собрались выступать. Не нужно эпатировать — вы не артист. Вамнужно выглядеть «своим человеком». В примере с директорами лучше всего подойдёт деловой стиль. Если он для вас совершенно неприемлем, то хотя бы элемент делового стиля должен быть. Замените футболку на рубашку, расчешитесь, обуйте приличные ботинки.
Вы уже всё отрепетировали, поэтому сама презентация должна пройти хорошо. Не забудьте поздороваться и представиться в начале вашего выступления, а в конце спросить о возникших вопросах. Если слушателей заинтересовало ваше предложение — вопросы будут. Отвечайте на них максимально честно. В конце раздайте визитки или подготовленные раздаточные материалы.