Учёба в заграничном вузе может длиться от одного семестра до нескольких лет. Это время каждый студент использует по-своему. Кто-то искренне и с огромным упорством грызёт гранит заграничной науки, а кто-то успевает и учиться, и мир вокруг рассматривать, примериваясь: есть ли в нём место для него самого. Сравнивая жизнь свою в России и за границей, думая о перспективах возвращения и невозвращения, каждый делает свой выбор и он, скорее всего будет правильным.
Студенты, возвращающиеся после учёбы в Россию, первое время чувствуют себя «не в своей тарелке» и с ужасом осознают, что их не торопятся принимать на работу в лучшие компании страны, как они рассчитывали. Дело в том, что студенты, обучающиеся в России, проходили практику по месту учёбы, хорошо знакомы с нюансами работы. Они и занимают лучшие должности. Получившие же образования за рубежом, должны сначала вникнуть в различия между европейским и российским бизнесом и только потом пытаться устроиться на работу, даже на должность меньшую, чем их более успешные соотечественники. Правда через год-два ситуация меняется и те, кто учился за рубежом более успешно поднимаются по карьерной лестнице. Но начинать им сложнее, это точно.
Не возвращаются в Россию многие. По статистике — 30-40% от уехавших. Многие девушки выходят замуж за местных юношей (русские невесты до сих пор в Европе в цене) и на родину будут наезжать лишь периодически, в гости. Остальные находят работу по специальности и начинают работать за рубежом, часто ведя преподавательскую деятельность в тех институтах, в которых учились. И те и другие остаются довольны своим выбором. Через несколько лет возвращаться в Россию им уже нет смысла, так как в стране пребывания у них гораздо больше шансов продолжать успешную карьеру и зарабатывать деньги, а в России придётся начинать всё заново и не факт что успешно.
Чтобы решить эту проблему, Россия готова оплачивать учёбу детей в иностранных вузах в обмен на договор, согласно которому они в обязательном порядке должны будут вернуться в Россию после окончания обучения.
Есть и другие студенты-невозвращенцы — целевики. Это когда регионы отправляют выпускников школ учиться в престижные институты Москвы и других крупных городов на востребованные специальности (медицина, сельское хозяйство, инженерия) за счёт регионального бюджета. Дети поступают в институты вне конкурса, учатся, а потом остаются работать в том городе, где расположен институт. Обратно в регион возвращается всего лишь 20%, а иногда и меньше.
Чтобы решить эту проблему, регионы создают привлекательные условия для молодых специалистов: дарят им дом, выплачивают большие подъёмные (до миллиона рублей), выплачивают социальные пособия и другие поощрения.