Сложности ЕГЭ-2015 по физике

22 марта 2016 г. 0
Уже начался досрочный этап ЕГЭ-2016, но в последние недели до основного потока — самое время «подчистить хвосты» и посмотреть, какие же вопросы вызвали сложности в предыдущем году. У нас есть такая возможность. Представляем вам краткий разбор тех сложностей, которые возникли на ЕГЭ-2015 по физике.
Сложности ЕГЭ-2015 по физике

В 2015 году КИМ по физике включал две части — в общей сложности 32 задания. В первой части — 24, предполагающих краткий ответ, а во второй части — восемь задач (три с кратким ответом, пять — с развёрнутым).
По разделам физики, вопросы были разделены так:

  • механика — 10 заданий;
  • молекулярная физика — 7 заданий;
  • электродинамика — 9 заданий;
  • квантовая физика — 6 заданий.

Максимально можно было набрать 50 первичных баллов.

Из 170 тысяч участников (а это почти четверть всех участников ЕГЭ-2015), 100 баллов набрали 224 человека, не набрали минимальный проходной балл 6,9%. Средний балл оказался равным 51,2, что гораздо выше того, что был в 2014 году.

Эксперты отмечают высокий уровень подготовки детей по вопросам из раздела механики. С ними справляются практически все успешно, независимо от сложности. Видимо, школьники, изучая раздел механики первым ещё на энтузиазме и только позже, на других разделах приходит насыщение и, как результат, снижение обучаемости. 
Получается, что однотипные задачи решаются неодинаково: в разделе механики отлично, а в других только удовлетворительно.
То есть, учителям физики нужно обеспечить одинаковый уровень обучения всех разделов физики, а не только механики.

Второй интересный вывод, сделанный по результатам ЕГЭ-2015 по физике, следующий: как бы хорошо ребёнок ни знал физику, если он не знает математику на должном уровне, физику он хорошо не сдаст. Это относится в первую очередь к ученикам со средней подготовкой. Именно у них пробел в математических знаниях снижает средний балл по физике. Сильные учащиеся обычно физику, как и математику, сдают весьма успешно. Ученики же с низкой подготовленностью, зачастую не могут решить физическую задачу из-за «математического фактора».

Какие задания вызвали сложности на ЕГЭ-2015?

  1. Задачи, связанные с понятиями «влажность воздуха» и «насыщенные пары». Дети не понимают, что не может быть относительная влажность воздуха более ста процентов. Их пугает процесс перехода ненасыщенных паров в насыщенные, они не могут соотнести его с изменением концентрации молекул и давлением пара.
  2. Задачи, в которых физические тела плавают на поверхности жидкости. Почему-то многие забывают о равенстве модулей силы Архимеда и силы тяжести, не применяют законы Ньютона и путаются в рассуждениях.
  3. Большинство экзаменуемых не могут разобраться в опыте по реальным фотографиям. То есть, теоретические знания у них есть, но применить на практике они их не могут. А это связано с тем, что на уроках физики не проводились реальные опыты и дети просто не знают, как зазубренная ими теория выглядит на деле, на практике. Учителям дают советы, если нет нужного оборудования, использовать в своей работе фотографии. КИМ-2016 будут содержать несколько заданий с фотографиями реальных опытов. Детям придётся самостоятельно «снимать показания» с приборов на фото, показанных общим планом. То есть, как минимум, они должны их узнать.
  4. Задачи с перенесением линзы из одной среды в другую. Всего лишь треть детей смогли сориентироваться и назвать, как изменится фокусное расстояние и оптическая сила линзы или узнать — какая была использована линза — рассеивающая или собирающая.
  5. Задачи на движение связанных тел, как по прямой линии, так и по наклонной. Связанных нитью или через блок. Невесомой нитью или нерастяжимой.
  6. В задачах по молекулярной физике не даётся школьникам первый закон термодинамики.
  7. Задачи на дифракцию и интерференцию, да и в целом задачи по оптике.

Эксперты рекомендуют проработать ещё раз подробно:

  • относительную скорость с построением графиков;
  • момент силы;
  • движение тел по окружности;
  • влажность воздуха;
  • пары насыщенные и ненасыщенные;
  • всё о носителях электрических зарядов;
  • всё о катушке с током;
  • поток вектора магнитной индукции;
  • скорость света и вакуум;
  • линейчатые спектры;
  • построение графиков.

Процент испытуемых, справившихся с выполнением отдельных групп заданий ЕГЭ-2015 по физике

  • Ядерные реакции — 83.
  • Модели строения газов, теплопередача — 74.
  • Скорость (графики) — 72.
  • Механика (теория) — 72.
  • Модель атома, изотопы — 70.
  • Законы Ньютона — 63.
  • Закон Гука — 63.
  • Первый закон термодинамики — 61.
  • Фотоны — 60.
  • Сила Архимеда — 56.
  • Относительная влажность воздуха — 56.
  • Термодинамика — 53.
  • Закон сохранения энергии — 52.
  • Электродинамика — 51.
  • Квантовая физика в графиках — 50.
  • Силы Ампера, Лоренца, правило Ленца — 45.
  • Закон Фарадея — 44.
  • Проводники и диэлектрики — 35.
  • Законы Кулона и Ома — 35.
  • Электродинамика (задача с расчётом) — 31.
  • Молекулярная физика (задача с расчётом) — 27.
  • Квантовая физика (задача с расчётом) — 16.

Обратите внимание! Для решения задач очень важно их оформление. Сначала подробно, но кратко и схематично записываются условия задачи, они анализируются, письменно обосновывается выбор формул и законов. Затем следует само решение. А полученный числовой ответ обязательно интерпретируется и проверяется на логичность и соответствие.

Комментарии