«Программа воспитания и обучения в детском саду» написана М. А. Васильевой в соавторстве с В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой, однако многие её знают именно по фамилии первого автора, указанного на обложке книги. Эта программа уже давно считается классикой российского дошкольного образования и рекомендована Минобрнауки России. Поэтому если ваш детский сад работает по этой методике — ничего страшного: методика отработана и проверена на миллионах детей нескольких поколений. Методика ставит своей целью раскрыть личность ребёнка и раскрыть его индивидуальные способности. В ней используется комплексный подход, основанный на грамотной организации ненавязчивого обучения. Программа Васильевой тщательно проработана и отличается для разных групп детей. В ней выделены отдельные разработки и рекомендации для детей:
В программе затронуто семь базовых областей.
Играет главную роль. Предусмотрено укрепление здоровья, в том числе — нервной системы, формирование нравственных и волевых качеств, отработка двигательной активности. Программа выполняется последовательно, идя от младших возрастов к старшим. Детей учат держать равновесие, координировать движения, воспитывают ловкость и выносливость посредством активных, специально разработанных игр.
Происходит посредством игровой и трудовой деятельности от самых простых к сложным. Изучаются общие аспекты предметов и их общности, взаимосвязи. Развивается внимание, память и мышление. Много внимания уделяется чтению и запоминанию коротких стихотворений.
Для каждого возраста характерны свои особенности речевого развития. Программа Васильевой учитывает эти особенности, предлагая упражнения для совершенствования речи в каждой возрастной группе. В старшей и подготовительной группах предусмотрены занятия по лексике и грамматике. Во всех группах разрабатывается мелкая моторика, подготавливая руку к письму.
Происходит не только в игровой форме, но и путём приобщения детей к «взрослой» деятельности, например, выращиванию растений на мини-огороде, уборка группы и территории, знакомство с разными профессиями.
Программа предусматривает воспитание навыков поведения в обществе, укрепление правильных привычек и уважения к взрослым.
В программу включены занятия музыкой, ритмикой, пением, рисованием и лепкой.
Быть аккуратным и соблюдать все требования гигиены ребенок учится ежедневно в рамках своего обычного режима дня.