Осторожно: перемена!

27 июня 2013 г. 0
Школьная перемена... кто учился в школе вряд ли забудет этот период между уроками, когда нужно переходить из класса в класс по узким коридорам. Потоки школьников пересекаются, сталкиваются, оставляя синяки на коже тех, кто менее крепок. Иногда доходит и до травм. Кто помнит, что на самом деле перемены созданы для отдыха?

Игра — основной вид деятельности всех детей, независимо от возраста, просто в разные годы — разные игры. Школа же вынуждает сидеть практически неподвижно долгое время, поэтому, естественно, после такого сидения организму требуется разрядка. Чем активнее ребёнок, тем активнее бег, прыжки и прочие движения, совершаемые им на перемене. Такая бурная активность очень опасна и грозит повышенным травматизмом. Поэтому практически во всех школах ученики начальных классов не пересекаются со старшеклассниками.

Однако руководители некоторых общеобразовательных учреждений пошли ещё дальше, выделив дежурных учителей, задачей которых является обеспечение порядка на переменах. И, вроде бы, это хорошо — все ходят спокойно, однако с физиологической точки зрения подобное недопустимо и калечит психику ребенка. Не имея возможности выплеснуть избыток энергии, дети начинают страдать неврозами и другим нервно-психическими расстройствами, что не идёт на пользу учебному процессу.

Наработки российских учёных

Учёные-физиологи уже давно изучают поведение детей в школе. Выяснилось, что первый урок самый непродуктивный — дети врабатываются, а первая перемена — самая неактивная, спокойная. Между вторым и третьим уроком во многих школах организуется приём пищи и остаётся совсем немного межурочного времени. После третьего урока дети значительно устают, поэтому третья перемена должна быть самой длинной, способствующей хорошему отдыху. После четвертого урока у детей уже заканчиваются силы, и на баловство их редко хватает. После пятого — тем более. Поэтому, фактически, на всех переменах достаточно поддерживать порядок при помощи дежурных учителей, а вот третью перемену проводить по-особенному.

Особенности третьей перемены

Третья перемена обязательно должна задействовать всех учеников. Но как это сделать, ведь психотипы детей различаются? Существуют активные дети, активно-спокойные и спокойные. Учёные советуют выделять зоны для каждого психотипа детей. Например, на третьей перемене на втором этаже школы проводятся коллективные танцы под музыку, в спортивном зале или на улице (если погода позволяет) активные игры, а на первом этаже или на улице с другой стороны школы организована зона общения для спокойных детей. Каждую зону контролирует специально выделенный учитель, помогающий детям устроить хороший отдых от занятий и набраться сил ко второй части учебного дня. Такая организация перемен практически исключает травматизм и делает детей школы более сплочёнными.

А как у вас проходят перемены? 

Комментарии